Статьи

Как провести собеседование методом «прямых продаж»: личный опыт

Есть разные типы интервью и общие правила, как их лучше проводить. Каждый рекрутер с богатым опытом подбора обычно выстраивает свою любимую модель собеседования, комбинируя разные методы. В этой статье своими наработками делится Елена Лондарь, HR-эксперт, консультант Премии HR-бренд, руководитель проектов в социальных медиа hh.ru, в прошлом — HRD. За свою практику она провела более 11 тысяч интервью.
Как провести собеседование методом «прямых продаж»: личный опыт
Елена Лондарь, HR-эксперт, консультант «Премии HR-бренд», руководитель проектов в социальных медиа hh.ru

Я часто сравниваю структуру интервью с этапами продаж, потому что на собеседовании не только кандидат старается «продать» свой опыт как ценный продукт, но и рекрутер или нанимающий менеджер, собственник бизнеса (словом, представитель компании), условно говоря, «продает» вакансию. Задача — не только правильно оценить, насколько кандидат подходит, но и правильно преподнести ему предложение, сделав акценты на тех аспектах, которые будут интересны именно ему.

В прямых продажах выделяют такие этапы:

  1. Знакомство, установление контакта;
  2. Выявление потребностей клиента;
  3. Презентация продукта;
  4. Работа с возражениями;
  5. Завершение сделки.

Моя типичная структура интервью похожа:

  1. Установление контакта, чтобы расположить к себе собеседника и снизить его уровень стресса.
  2. Выяснение мотивов и ожиданий кандидата от работы и компании.
  3. Выяснение опыта и компетенций кандидата, оценка его соответствия требованиям вакансии.
  4. Презентация компании и вакансии с учетом мотивов кандидата.
  5. Ответы на вопросы кандидата, выяснение его настроя, устранение сомнений, если они у него возникли.
  6. Завершение интервью, договоренности об обратной связи и дальнейших шагах.

Расскажу об этапах подробнее.

1. Установление контакта

Всегда стараюсь сначала расположить человека к себе, вызвать его доверие, чтобы снять стресс. Тут помогает проявление простой заботы — спросить: «Как добрались? Удобно ли было нас найти?», предложить воды, чаю. Потом я задаю вопрос:

Я заметила, что подавляющее большинство нанимающих менеджеров думают, что кандидаты начнут заваливать их вопросами о компании и вакансии, в то время как примерно 95 процентов кандидатов предпочитают сначала рассказать о своём опыте, а после спрашивать про вакансию. Человеку, как правило, психологически легче разобраться сначала с самой трудной для него частью. Он понимает, что его оценивают, беседой управляет рекрутер и поэтому находится в сильной позиции по отношению к нему — это некомфортное ощущение. А если сразу дать возможность выбора, то человек почувствует, что это сотрудничество, равные переговоры, а не «допрос», мы партнеры в этом процессе. Это тоже снижает уровень стресса.

Лайфхак: тем 5% кандидатов, которые предпочитают сначала узнать про работу, я рассказываю про нее только самое основное, коротко и ёмко, стараясь быстрее перейти к вопросам про опыт кандидата. Почему: в начале интервью я еще не успела выяснить мотивы и потребности моего собеседника (что для него самое важное при выборе работы), а это важно для того, как преподносить ему вакансию, на чем акцентировать внимание. После того как я пойму, что важно для этого кандидата, я вернусь к рассказу про работу и опишу ее уже детально, постараюсь подчеркнуть именно то, что для него важнее всего.

2. Выяснение мотивов

Чтобы понять, что человек ищет на новом месте работы, какие требования предъявляет к работодателю, можно задать прямой вопрос: «Что для вас важно при выборе работы?», поинтересоваться: «Какие обстоятельства могли бы заставить вас покинуть компанию?».

Еще хороший вариант: спросить, по каким критериям он выбирал предыдущую работу. Если у него тогда было два-три варианта, то как он выбрал между ними? Вспоминая, человек показывает, что для него на самом деле важно. Кто-то говорит, что решающим фактором стала близость к дому — удобно, чтобы вовремя забирать ребенка из сада или школы, кто-то признается, что был впечатлен красивым офисом. Такой же показательный вопрос: «Почему вы ушли с предыдущей работы? Что вам там нравилось, а что нет?».

3. Оценка опыта и компетенций

Есть четыре блока вопросов, которые помогают раскрыть личность собеседника:

  1. Мотивация;
  2. Личностные качества;
  3. Достижения;
  4. Ценности.

О мотивации сказано выше, а теперь обсудим, как раскрывать качества и компетенции, которые важны для работы.

Личностные качества

Люди обычно пишут свои ключевые качества в резюме — например, стрессоустойчивость, ответственность. Это хороший повод спросить: «Как вы узнали про свою стрессоустойчивость? В какой ситуации пришлось проявить это качество?».

Прошлое кандидата — ключ к его поведению в будущем. Многие рекрутеры любят давать проективные вопросы, моделирующие какие-либо ситуации: «Как бы вы поступили в таком-то случае?». Не имею ничего против этого метода — он оправдан, если в рабочей практике компании бывает некая типичная, повторяющаяся, очень специфичная ситуация, в которой важно вести себя определенным образом. В этом случае можно смоделировать этот кейс и предложить кандидату представить, как бы он действовал.

Но в целом для выявления личных качеств, на мой взгляд, более показательны ситуации из прошлого. В большинстве случаев человек в похожих ситуациях ведет себя по одному сценарию. На этом основан метод интервью по компетенциям (поведенческого интервью).

Например, если вам нужно знать, как кандидат поведет себя в конфликтных ситуациях, попросите его вспомнить самый яркий конфликт в рабочей практике и рассказать про него. Попутно задавайте вопросы: «Что было самой большой сложностью у вас в том конфликте? Какие у вас были ресурсы? Что бы вы сделали сейчас, если бы снова оказались в этой ситуации? Как вы считаете, можно было решить тот конфликт по-другому?».

Достижения

Это настолько важная часть интервью, что если бы у меня была возможность задать всего один вопрос на собеседовании, чтобы оценить человека, то я спросила бы именно про достижения. Про три главных достижения или про одно, наиважнейшее.

Почему этот вопрос ключевой в интервью:

  1. Сразу становится понятен масштаб личности — у всех разное понимание того, что можно считать достижением.
  2. Заодно можно узнать и про личные качества человека, его компетенцию, тип мышления. Просто задавайте дополнительные вопросы, углубляйтесь детальнее в ситуацию, которую он назвал своим достижением: «Это было важным для компании или только для вас лично? Это было сложно? Это было конфликтно? Какие у вас были ресурсы? Какие были сроки? Кто вам помогал? Как складывались ваши отношения? Как вы эмоционально реагировали? А если бы сейчас вам нужно было сделать то же самое, что бы вы сделали иначе?».

Ценности

Надо ли выяснять ценности человека, зависит от позиции, на которую он претендует. Когда речь не о массовых должностях, обычно это важно. Бывает, что заказчику подбора важно совпадение по ценностям, бывает, что нужно подобрать человека в компанию с определенной сложившейся культурой.

Тут могут быть разные вопросы о круге интересов, об отношении к тем или иным вещам, но один из моих самых любимых и показательных вопросов:

Этот вопрос такой же показательный, как про достижения, потому что очень хорошо характеризует человека, помогает понять, кто перед вами — реалист или мечтатель, зрелая личность или инфантильный персонаж.

Заодно это еще один способ понять мотивацию для работы. Например, если человек отвечает, что все равно продолжал бы работать исключительно ради общения, важно соотнести это с его ролью. Одно дело, если так отвечает, например, парикмахер — в индустрии красоты общение действительно важная составляющая. И совсем другое дело, если это ответ бухгалтера (здесь даже можно увидеть риски для качества его работы) или менеджера по продажам (у хорошего продажника основная мотивация для работы — деньги, стремление заработать как можно больше).

Профессиональная специфика

Разумеется, содержание вопросов кандидату сильно зависит от должности, на которую он претендует. Нужны и вопросы, напрямую связанные со спецификой работы. Например, подбирая менеджера по продажам, нельзя не спросить, как он строил этапы продаж, с какими техниками продаж знаком и как их применяет. Какие КПЭ у него были, оперирует ли кандидат понятиями выручки, маржи, как строилась его собственная система мотивации. Важно оценить общий уровень коммуникаций, насколько кандидат управляет беседой/переговорами.

4. Презентация компании

Зная основную мотивацию кандидата для работы и его ценности, я понимаю, как ему презентовать компанию, на чем сделать акценты. Ищите в работе, которую хотите ему предложить, в корпоративной культуре компании точки соприкосновения с мотивами и ценностями кандидата и начинайте рассказывать именно об этом. Человека вдохновляют интересные задачи? Начните с рассказа о самых ярких проектах компании, текущих и предстоящих. Он мечтает о карьерном развитии? Расскажите о перспективах, о том, как в компании ценят сотрудников с высоким потенциалом развития.

5. Ответы на вопросы, устранение сомнений

Давая кандидату возможность задать все интересующие его вопросы о работе и компании, я не только удовлетворяю его интерес, но и получаю новые вводные данные для своих выводов. Наблюдайте, о чем человек спрашивает в первую очередь, чем интересуется особенно настойчиво. Это тоже показатель его мотивов и личных качеств. По вопросам и реакции на них можно понять, что его беспокоит, что вызывает сомнения, опасения или, возможно, даже отторжение. Если кандидат интересен, стоит сразу проработать эти сомнения.

6. Договоренности про обратную связь

Если в работе много вакансий и кандидатов, то дать обратную связь каждому лично (позвонить или персонально написать) очень трудозатратно.

Это честно и не вызывает такого негатива, как невыполненное обещание дать обратную связь в любом случае.

Те кандидаты, которым очень важно получить ответ на вопрос «Почему выбрали не меня?», обязательно сами свяжутся с вами, чтобы получить фитбек. В такой ситуации я предпочитаю разговаривать, а не писать. С письменными формулировками нужна крайняя осторожность — одна некорректная фраза может дорого обойтись компании. Лучше 10 минут поговорить с человеком, похвалить за его сильные стороны и объяснить, что отказ не имеет отношения к нему лично, а связан с тем, что сейчас у компании такие стратегические задачи, для выполнения которых нужен человек с иными навыками и фокусом опыта. Всегда можно завершить общение на хорошей ноте: «Мы не сможем сейчас быть полезными друг другу, но желаем вам найти вашего работодателя».

Когда говорить про деньги

Здесь всё зависит от того, насколько вы к моменту первого контакта с кандидатом понимаете уровень его ожиданий. Если зарплата в его резюме не указана и кандидат пока не знает про ваши условия, то лучше выяснить, насколько вы совпадаете по ожиданиям и возможностям, еще до договоренности о подробном интервью.

Если у кандидата в резюме указаны зарплатные ожидания и они укладываются в вилку по этой вакансии, то я говорю про деньги на встрече, когда понимаю, что кандидат подходит по всем критериям и есть вероятность выбора в его пользу. Мы обсуждаем размер и структуру зарплаты (фиксированную и переменную части).

Удачных вам интервью!

Если у вас богатый опыт в проведении собеседований и вы тоже хотите поделиться с профессиональным сообществом своими наработками, напишите нам на почту blog@hh.ru

Вакансии дня